Выпускникам

Выпускникам

 

I. Лучшие мгновения жизни,  или наедине с   экзаменатором.

 (рекомендации учащимся по подготовке к экзаменам)

   При темпах нашей жизни человеку приходится очень много учиться, а значит, время от времени проверять свои знания или, иначе говоря, сдавать экзамены. Радость общения с экзаменатором приходится испытывать школьникам, абитуриентам, студентам, да и многим специалистам – вполне взрослым людям. Даже для тех, кто сдает экзамен не впервые, это стрессовая ситуация, которую надо с честью преодолеть.

      А все ли так страшно на самом деле? Есть две главные проблемы. Первая – это знания. Но знания – дело наживное, надо всего лишь …заниматься. А вторая – неумение сдавать экзамены, неумение показать себя.

      Со временем каждый выбирает свою тактику подготовки и сдачи экзаменов. Рекомендации, которые мы вам представляем, являются обобщением коллективного опыта большого числа абитуриентов, студентов и членов приемных комиссий.

 

 1).  Чтобы наиболее эффективно использовать время, отводимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в сутки.

 

  2). Желательно заставить себя просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учебе. Ученые утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18. Так что утреннее время лучше использовать на самые сложные дела.  Исключение делается только для закоренелых и неисправимых «сов» - они достигают наибольших успехов поздно вечером и ночью.

 3).  Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но это не значит прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:

O  Первый просмотр материала – общая ориентировка;

O  Выявление основных идей текста и их взаимосвязи;

O  Повторение наиболее существенных фактов;

O  Составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.

Таким образом, каждый раз повторяется все меньшая часть материала.

 4). Подход, при котором «на счастье» тщательно изучается лишь часть вопросов, а на остальные не обращается внимания. Ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша ничтожно мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один ответ из ста, обязательно попадется именно он.  А потому даже при острейшем дефиците времени по каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные положения и понятия.

  5).Подготовьте себя морально к необходимости запоминания важного для вас  материала. Внушите себе необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на запоминание.

 6). В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшать, а увеличивать приблизительно на один час сон по сравнению с обычной его продолжительностью. Когда вы не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Попробуйте использовать так называемый дробный сон, т.е. 3\4 обычного времени для сна использовать ночью, а 1\4 – днем. Благодаря этому появляются как бы два утра, и увеличивается продолжительность эффективной работы.

7). Желательно утром, до начала подготовки, и в середине дня по 30-40 минут бывать на свежем воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Прогулка быстрым шагом тоже подойдет. Используйте регулярные физкультурные минутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своем здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности растягивается до 12-13 часов.

 8). Далеко не последнюю роль в процессе запоминания играет грамотное питание. Концентрация памяти, внимания, хорошее настроение - совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью еды. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

  Лучшему запоминанию способствует морковь( она участвует в процессе обновления всех клеток мозга). Перед тем  как начать что-то учить, съешьте тарелочку тертой моркови с растительным маслом. От перенапряжения и психической усталости  лучшее средство – лук. Половина луковицы в день – и никакой усталости. Орехи – старое испытанное средство в тех случаях, когда требуется выносливость. Они укрепляют нервы. Острый перец, клубника и бананы помогут снять стресс и улучшить настроение. А от нервозности вас избавит капуста – ешьте ее перед экзаменами и будете спокойны. Ничто так не освежит ваши знания и вас самих, как лимон. Для питания клеток мозга просто незаменима  морская рыба.

    Но сахара для повышения работоспособности не ешьте: это не поможет. Чистый сахар быстро попадает в кровь и проясняет голову, но уже через 10 минут вы снова почувствуете себя усталым и разбитым. Намного лучше вместо сахара есть продукты, в которых он находится в сложных соединениях, - хлеб грубого помола, орехи, рис, сухофрукты. Они дольше расщепляются – вы вновь почувствуете себя бодрым и свежим, только через 15 минут, зато эффект останется на 3-4 часа. Кроме того, стимулировать работу мозга помогает пища, богатая белками, - мясо и рыба. Есть нужно часто, но понемногу, иначе ваш объевшийся организм откажется заниматься.

       И, наконец, непосредственно собираясь утром на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой вприкуску.

 9).Повторив какой-то раздел, не приступайте сразу к изучению нового. Сделайте перерыв. Разомнитесь, просмотрите газету. Но на фильмы и художественную литературу не отвлекайтесь.  А вот послушать спокойную хорошую музыку не помешает.

  10).Нельзя не упомянуть о таком моменте, как предубеждения и приметы. Есть такие, которым стараются следовать почти все. Нельзя стричься, все экзамены сдавать  нужно в одной одежде (верхней). Некоторые школьники наивно полагают, чтобы достался хороший билет, надо: тетрадь или учебник класть под подушку, брать билет левой рукой, стоя на правой ноге и т.д.. Приметы, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа.

Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

  Приходите на экзамен за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже не надо – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о «диких требованиях» экзаменаторов. Во-первых, « никто так не врет, как очевидцы», а, во-вторых, сделать все равно уже ничего нельзя.

 Подготовку к ответу начинайте с того вопроса, который вы помните лучше других, но, готовясь к нему, на отдельном листочке кратко записывайте  и те аспекты, что всплывают в памяти и по другим вопросам. При первом взгляде на билет нередко возникает ощущение: «Ничего не помню». Не впадайте в панику, просто вашей памяти требуется некоторое время на поиски нужной информации. Главное – успокоиться.

  Отвечая, смотрите на экзаменатора. Многие, взяв билет, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: ваш ответ не услышат и не поймут. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза, смотрите чуть-чуть мимо глаз, держа выражение лица преподавателя под контролем. Помните, что вы беседуете с человеком, желающим вам помочь. И о позе – не разваливайтесь, но и не заковывайте себя. При ответе никогда не показывайте своих сомнений.

 Очень важно, как вы одеты и причесаны. Не вызывайте улыбки своим внешним видом. Забудьте о словечках типа «вааще», «в натуре», «тусовка» и т.д. Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом, Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется.

 Почувствуйте себя актерами! У вас же главная роль, а это так здорово! Помните, что вы умные, красивые, обаятельные, и все вас любят!

Каждое утро, стоя перед зеркалом, говорите себе: «Какой я умный, обаятельный, как я всем нравлюсь!» Это нужно делать обязательно каждое утро в течение как минимум месяца перед экзаменом, чтобы изменить манеру поведения, чтобы привыкнуть к такому отношению к себе.  И тогда вы сможете предстать хоть перед сотней экзаменаторов и ответить на любые вопросы. 

 

Успехов Вам!

 

 

II. ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ

  1. КАК ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ?
    1. Чтобы лучше запоминать, необходимо поставить перед собой ЦЕЛЬ.

Например:

"Я МОГУ запомнить этот материал" или
"Я ХОЧУ сам решить эту задачу".

    1. Уровень внимания должен быть ОПТИМАЛЬНЫМ.

Помни:   ничего не заучивается ни в абсолютной тишине, ни при сильном шуме.

    1. Пользуйтесь разными СПОСОБАМИ ЗАПОМИНАНИЯ.
  1. КОГДА ЛУЧШЕ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ?
    Лучшее время для запоминания с 8 до 12 часов утра и с 14 до 17 часов вечера.
  2. СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ.
    1. Качество запоминания улучшится, если пользоваться ОПОРАМИ на слова или на образы.

Например: тезисы, заголовки разделов, вопросы к изучаемому материалу, яркие примеры, спецтермины.

    1. Условием хорошего запоминания является ПЛАН.

Помни: не столько план сам по себе, сколько самый ПРОЦЕСС ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ играет роль в запоминании.

    1. Если материал неравномерной трудности, то заучивайте его ПО ЧАСТЯМ, но каждый блок должен быть законченным ПО СМЫСЛУ.

Помни: механическое (неосмысленное) запоминание может подвести, так как с 13 до 16 лет темпы развития памяти снижаются.

  1. КАК ЛУЧШЕ ПОВТОРЯТЬ?
    1. Огромное значение имеет ПЕРВОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, особенно его словесная формулировка.
    2. Необходимо организовать ПОВТОРЕНИЕ так, чтобы оно включало в себя нечто НОВОЕ.
    3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ времени между заучиванием и повторением должно быть таким: 1/7 - часть - заучивание, 6/7 - частей - повторение.
  2. СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ ЗАУЧЕННОЕ?
        Для лучшего запоминания очень важно СКОЛЬКО РАЗ материал повторяется, и через какие ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ.
     

Интервал 

повторения

Количество 

повторений

30 минут

11 раз

2 часа

7 раз

5 часов

6 раз

от 10 до 24 часов

4-5 раз

  

III.СОВЕТУЕТ ВРАЧ

 

    П режде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного, если, конечно, раньше он соблюдался. Вставайте, как и в учебное время, в 7-7.30 утра. Не забывайте о зарядке. Как и в школе, через каждые 45 минут устраивайте 5-10 минутные перерывы. Через три часа занятий, примерно в 11.30, перерыв должен быть более длительным (30-40 минут). После такого отдыха можно еще позаниматься полтора - два часа. В следующий 1,5-2 часовой отдых нужно пообедать, а после обеда погулять на улице, лучше всего в парке или сквере. Можно поиграть в бадминтон, теннис, даже искупаться, если пляж недалеко. Только не советуем загорать.
    Прогулка на свежем воздухе хороша, но помните, что с 16 до 18 часов вы сможете еще многое повторить, потому что в это время, как и утром, начинается второй подъем работоспособности. В 19 часов книги и тетради нужно отложить до следующего утра.
     На ужин рекомендуется творожные изделия, каши, молоко, кефир. После ужина - отдых. Не спешите садиться к телевизору. Кино и телевидение лучше на время подготовки к экзаменам исключить. Это не отдых от занятий, а дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему. Лучше еще на час выйти на улицу.
    Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Перед сном хорошо проветрить комнату, в которой вы спите, а на ночь оставляйте форточку открытой.
    Таким должен быть ваш каждый день подготовки к экзаменам. Но в день перед сдачей экзамена так много заниматься не следует. Поэтому планируйте расписание своих занятий так, чтобы в этот день заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе. Раньше лягте спать, приготовив заранее все для завтрашнего дня.
       Утром сделайте зарядку и примите душ, это придаст вам бодрость на весь день. Завтрак должен быть сытным и обязательно горячим: омлет, каша, сосиска, чай или кофе с молоком, хлеб с маслом. Все это можно быстро приготовить самостоятельно.
       Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. Во время подготовки к экзаменам обязательно полноценное питание. В дневной рацион должны быть включены мясо, рыба, овощи, фрукты, соки, молочные продукты, растительные и сливочные масла.
       И еще раз о ненужном волнении. Не секрет, что некоторые ученики боятся экзаменов, несмотря на то, что хорошо к ним подготовлены. Это часто приводит к срыву на экзамене. В этом случае лучшее успокаивающее средство - самоубеждение. Приучайте себя к мыли о том, что вы знаете ответы на любые вопросы. Экзамены у вас принимают ваши же преподаватели, доброжелательно к вам настроенные. Представьте, что экзамен - это праздник. А он и в самом деле праздник. Надеемся, что вы в этом убедитесь.

Успехов вам, друзья!

IV. Советы родителям.

Родительская поддержка в этот период особенно важна.

 Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены в школе. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным испытаниям, а также вступительным.

      Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.

     До экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы», т.е. «жаворонок» он или «сова». Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

     Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

     Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.

      Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).

      Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

     В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

     Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов, таких, как кофе, крепкий чай, нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

     Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой.

     Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

      Желаем удачи!

Дата последнего обновления страницы 05.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения