Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становится учебная деятельность.
В связи с этим возникают два вопроса: готов ли 6-7 летний ребёнок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению?
Прежде всего, педагогу необходимо помнить, что 6 - 7 летнему ребёнку всё ещё присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни. Седьмой год является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего повышение общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определённых качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме).
Наряду с этим в нашей школе осуществляется специальная подготовка дошкольников к усвоению содержания тех предметов, которыми он будет заниматься в начальных классах школы: проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, по подготовке к обучению математики, письму, развитие речи, которые не только дают возможность сформировать начальные навыки счёта, чтения, но и способствуют общему развитию ребёнка.
В то же время психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа, направленная на всестороннее развитее ребёнка - физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое.
При отборе методов и приёмов обучения педагог должен учитывать не только возрастные особенности детей, но и особенности того контингента, с которым он работает, знать индивидуальные способности каждого ребёнка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
Подготовка детей к обучению в нашей школе проходит с начала учебного года. Её целью является всестороннее развитие детей, которое в дальнейшем поможет им успешно овладевать школьной программой. Основные задачи, которые стоят перед учителями:
§ снятие у учащихся психологического напряжения перед поступлением в школу;
§ развитие любознательности как основы познавательной активности;
§ развитие интеллекта;
§ развитие творческого воображения;
§ формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Дети посещают 34 занятия. Занятия состоят из 4 блоков: развитие речи, подготовка к изучению математики, подготовка к изучению письма, подготовка к обучению грамоте.
Каждое занятие состоит из трёх мини - уроков по 20 минут каждое.
На уроках математики дети учатся ориентироваться в пространстве, соотносить цифру и число, выполнять задания на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Становлению графического навыка помогет работа по шаблонам и трафаретам, раскрашивание рисунков, работа по заданным образцам.
На занятиях по развитию речи дети учатся грамотно, четко выражать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, отвечать на заданные вопросы, рассказывать о себе, общаться.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте основной целью является первоначальное представление о звуках и буквах, о гласных и согласных звуках и буквах, о делении слов на слоги.
В основу отбора содержания материала для занятий легли следующие принципы:
§ учет возрастных и индивидуальных особенностей;
§ практическая направленность;
§ занимательность;
§ наглядность.
Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.